Разразившийся в 2014 году экономический кризис наложил отпечаток на многие сферы жизни российского общества. Коснулся он и рынка недвижимости. За 2015 год цены на жилье упали на треть, а спрос сократился на 20-25%.
Однако рынок московских пентхаусов кризис обошел стороной. Цены и уровень спроса на объекты в этом сегменте рынка не изменились.
Секреты стабильности спроса и цен на пентхаусы
Спрос на пентхаусы постоянен, он не зависит от общей рыночной ситуации в стране. На первый взгляд это кажется странным, поскольку целевая аудитория данного сегмента недвижимости ограничена. Но эта аудитория стабильна, что и обусловливает неизменность спроса.

Апартаменты на 41 этаже башни «Москва» (ЖК «Город столиц», Москва-Сити)
Обычно пентхаусы покупают состоятельные мужчины от 40 до 55 лет. Среди них собственники бизнеса, топ-менеджеры промышленных компаний, чиновники, звезды шоу-бизнеса и представители российского списка Forbes.
Приобретение пентхауса для этих людей не является необходимостью: как правило, они владеют не одним объектом недвижимости, предназначенным для жизни. Покупая пентхаус, состоятельные россияне стремятся подчеркнуть высокий социальный статус и финансовую обеспеченность. В данном случае пентхаус – это инвестиция в собственный имидж, демонстрация того, что ты обладаешь чем-то роскошным и уникальным.
Пентхаус – это инвестиция в собственный имидж.
Во время кризиса спрос на пентхаусы поддерживается ещё и за счет того, что обеспеченные россияне отказываются от зарубежных недвижимых активов и возвращаются на российский рынок. Причиной тому – повышение эксплуатационных расходов и запрет на владение зарубежными активами. В подобных условиях выгоднее отдать предпочтение активам отечественным. При этом многие в качестве способа вложения денежных средств выбирают покупку пентхауса.
В свою очередь стабильность цен объясняется тем, что продавцы пентхаусов, как и покупатели, владеют отнюдь не единственным объектом недвижимости. В кризисное время они не спешат снижать цены на свои предложения. Пентхаусов на рынке не так много, это товар штучный.
Поэтому какой бы дорогой ни была квартира «на крыше», покупатель на нее рано или поздно найдется.
Теоретически собственники пентхаусов готовы к торгу, но придерживаются выжидательной стратегии. Они согласны выслушать предложения, но дают брокерам указание не заговаривать о понижении стоимости первыми. Однако покупатели не догадываются о такой возможности и не берут во внимание предложения, цена которых кажется им неподъемной. Они сразу переходят к поискам более дешевых вариантов. И напрасно. Эксперты советуют вступать в диалог, делать самые смелые предложения и торговаться в обязательном порядке.
Сохранившиеся тренды и новые тенденции
Как отмечают специалисты сферы элитной недвижимости, их клиенты никогда не любили вычурности в оформлении интерьеров пентхаусов (конечно из этого правила всегда есть исключения).
Тренд «к умеренности и скромности» сохраняется и сегодня. Предпочтения отдаются натуральным и экологически чистым материалам, спокойным цветам и лаконичным дизайнам. Золотые колонны и многоярусные хрустальные люстры в интерьерах пентхауса снижают шансы выгодно и быстро его продать.
Тренд «к умеренности и скромности» в дизайне интерьеров сохраняется.
Неизменен и тот факт, что предложение пентхаусов на рынке ограниченно: спроектировать квартиру с эксплуатируемой кровлей — задача нетривиальная.
На первых стадиях разработки проекта нужно продумать, как гарантировать будущему собственнику приватность и комфорт использования террасы. Это отнюдь не простой вопрос. Он требует от инженеров и архитекторов нестандартных решений. И не каждый комплекс для воплощения этих решений подойдет.
Пока покупатели пытаются избежать излишеств в дизайне и выбирают из ограниченного числа пентхаусов, на рынке элитной недвижимости появляются и новые веяния.
Во-первых, появилась тенденция к уменьшению площадей пентхаусов. Сегодня покупатель предпочитает получить грамотную планировку, а не платить за ненужные квадратные метры. Согласно подсчетам, за последние годы площади пентхаусов стали меньше в среднем на 20%. Сегодня объекты в 400-500 кв.м. – редкость. Чтобы повысить шансы на продажу, собственники пентхаусов с подобной площадью все чаще делят помещение пополам.
Во-вторых, сейчас квартиры «на крыше» встречаются в проектах комфорт-класса. Если в окрестностях жилого комплекса расположены рекреационно-парковые зоны или водоемы, ничто не мешает разместить в нем пентхаусы. Пример — жилой комплекс «LIFE-Ботанический сад». С такой высоты открывается вид на главный Ботанический сад, национальный парк «Лосиный Остров», долину реки Яузы и усадьбу Свиблово. В подобных проектах площади пентхаусов составляют от 65 до 125 кв.м. (включая террасы до 30 м2).
В-третьих, пентхаусы появляются и в ближнем Подмосковье. Пока интересующаяся ими аудитория невелика, но не исключено, что в дальнейшем спрос на подобный вид недвижимости будет расти. Пентхаусы Московской области ни в чем не уступают аналогам в престижных районах столицы, но при этом стоят дешевле.
Пентхаусы: жизнь после кризиса
Как показывает опыт кризиса 2008 года, в тяжелые времена популярность эксклюзивных объектов роскоши (бриллиантов, антиквариата или пентхаусов) сохраняется. Цены на них не снижаются, а в худшем случае консервируются. Но только кризис минует – и цены снова устремляются вверх. Можно предположить, что после завершения кризиса 2014-2016 гг. события будут развиваться по тому же сценарию и стоимость пентхаусов станет выше.
После кризиса 2014-2016 гг. стоимость пентхаусов возрастет, но предложение останется прежним.
А вот ожидать того, что после кризиса количество квартир «на крыше» возрастет, не стоит. Рост предложения возможен только при условии, что московские власти разрешат строить небоскребы в центральной части города, где пентхаусы пользуются наибольшим спросом. Однако входит ли это в планы городских властей – пока неизвестно.